Австрийская дизайн-студия EOOS разработала транспортное средство с нулевым уровнем выбросов (zero-emissions utility vehicle, ZUV), созданный с использованием 3D-печати и переработанных материалов. Электрический трехколесный трицикл, напечатанный на 3D-принтере, был изготовлен из 70 килограммов отходов, собранных в различных супермаркетах Вены. Его особенность заключается также в отсутствии педалей и цепи: байк движется вперёд благодаря мотору ступицы заднего колеса. Цель разработчиков состоит в том, чтобы покупатель самостоятельно участвовал в процессе производства: корпус можно заказать в ближайшей к дому мастерской 3D-печати, а оборудовать в любом удобном магазине (колёса, тормоза, руль, мотор). Эта концепция локального производства стала достаточно популярной, поскольку она направлена на снижение воздействия человека на окружающую среду.
Над реализацией этого проекта EOOS работали с компанией The New Raw, которая в первую очередь известна проектом Print Your City, который начался с 3D-печати уличной мебели из переработанных отходов в Амстердаме. Компания придерживается идеи циркулярной экономики, давая вторую жизнь всему, что мы можем выбросить. И эта задача не выполнима без использования аддитивных технологий.
Данный проект начался с идеи разработать доступное по цене средство передвижения, которое можно было бы производить локально. 3D-печать дала такую возможность, и студия EOOS разработала полипропиленовую раму, доступную к печати на широкоформатной машине – в первую очередь, роботизированной руке. В качестве материала использовались отходы венских супермаркетов. Харальд Грюндль из студии EOOS объясняет: «Когда пластик из супермаркета в Вене идёт на переработку, его просто сжигают. И это создаёт ещё три тонны выбросов CO2, которых мы могли бы избежать. Повторное использование пластика, бывшего в употреблении, — это огромный шаг к нулевым выбросам углерода. Каждый новый байк будет в определенном смысле углеродно-нейтральным, если 3D-принтер будет работать на энергии из возобновляемых источников».
В конечном счёте, EOOS рассчитывает на то, чтобы каждый город имел возможность напечатать шасси трёхколёсного велосипеда на 3D-принтере; остальные детали могут быть легко установлены производителем специализированного оборудования. Если компонент выходит из строя, его можно легко заменить — опять же на месте — в то время как шасси можно переработать и повторно использовать для создания другого ZUV.
Представители компании подчёркивают, что байк достаточно прочен для перевозки двух взрослых или двух детей на заднем сиденье или, например, продукты в багажнике, предназначенном для этой цели спереди. ZUV был разработан для коротких поездок, которые обычно совершаются на автомобиле.
В конечном счёте, концепция нулевых выбросов заключается в производстве самого транспортного средства, а не в его эксплуатации. Однако благодаря 3D-печати каркас можно изготавливать по месту, что сокращает транспортировку и снижает воздействие на окружающую среду при его производстве. Ещё неизвестно, будет ли эта концепция реализована в других городах Европы и, в более широком масштабе, в Мире.