Во время летних Олимпийских игр в Токио в 2021 году миллионы глаз следят за спортсменами-победителями, когда они получают свои медали на торжественных подиумах. Обычно эти подиумы являются чисто функциональными, однако в этом году они также достойны аплодисментов — впервые эти объекты изготовлены на 3D принтерах с использованием переработанного пластика.
История подиума начинается с инфографики олимпийской эмблемы Токио-2020, созданной Асао Токоро, который был напрямую вдохновлен традиционным японским гармоничным рисунком шахматной доски.
Далее перед лабораторией профессора Танаки стояла задача найти «лучший способ соединить дизайн и материал» и тогда ученый сделал смелое предложение: почему бы не напечатать на 3D-принтере все подиумы в натуральную величину? Как и полагалось, у членов Олимпийского комитета возникли сомнения, учитывая качество и время, необходимое для массового производства ста подиумов.
«Только Асао (дизайнер) верил в меня», – с улыбкой вспоминает Танака.
Сначала его команда работала с художником, чтобы преобразовать его двумерную инфографику в трехмерное математическое изображение. Затем они оптимизировали кубический дизайн подиума, сделав его монтажом из 70 отдельных квадратных панелей, каждая из которых имеет разные углы и глубину.
Тем временем японцы предоставили 24,5 тонны пластиковых отходов в рамках образовательной кампании, посвященной ответственному потреблению и переработке. Пластик собирали в супермаркетах, офисах и школах, где были установлены специальные контейнеры. Кроме того, олимпийский партнер P&G также извлек большое количество пластика из океанов и морей.
Следующей задачей было отсортировать все это сырье, учитывая большие различия в качестве и цвете пластика. Затем хлопья были превращены в однородные пластиковые гранулы, таким образом, их можно было вводить непосредственно в специализированный 3D-принтер без необходимости плавить их в нить.
Соя Эгути, ученик профессора Танаки, ответственного за программирование ЧПУ с G-кодом , и профессор Риохей Юаса, ассистент проекта, ответственный за производство материалов, потратили два месяца на улучшение процесса печати отдельной панели. Они изменяли скорость, температуру, углы, порядок и т. д., сделав сотню отпечатков, пока наконец не остались довольны своим прототипом. Затем они передали G-код в S-lab, японскую компанию, специализирующуюся на 3D-принтерах.
В итоге каждый подиум состоит из нескольких небольших модулей в форме куба, которые были соединены в традиционные три пьедестала.
В качестве альтернативы, их также можно превратить в плоскую доступную платформу для Паралимпийских игр.
С помощью аддитивного производства команда смогла использовать узор как саму структуру пьедесталов, а не просто накладывать его снаружи. Модули выполнены в том же темно-синем цвете, что и логотип Токио 2020, что отсылает к историческому производству красителя индиго в Японии.
Благодаря сочетанию традиционного рисунка и передовой 3D-печати Токоло объединяет прошлое и настоящее Японии.
«Я так горжусь дизайном и его концепцией, основанной на слове «соединить», подчеркивает художник. «Я спроектировал подиум в мире, предшествующем пандемии, но я хочу с оптимизмом смотреть на возможность и надежду на то, что люди снова «соединятся», несмотря на нынешнюю реальность разделения. Я надеюсь, что этот проект станет эстафетной палочкой, ведущей в будущее».